Суббота, 27.04.2024, 03:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Древний ХИН Сайт о Хине и языке хинов.

Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2011 » Май » 12 » ТЮРКИ И ГРУЗИНЫ У СТЕН ДЕРБЕНТА
18:15
ТЮРКИ И ГРУЗИНЫ У СТЕН ДЕРБЕНТА
Автор Редакция сайта   

Image

  Автор: Фарид АЙСАР

В 1068 году пятнадцатый по счету ширван-шах по имени Фахр ад-Дин Фарибурз I ибн Саллар возобновил экспансионистскую политику в отношении Дербента. Очередное противостояние Ширвана и Дербента отчасти объяснялось тем, что хитрый и предприимчивый Фарибурз I заручился поддержкой сельджукского султана Алп-Арслана, который за год до этого завоевал соседний Арран.

 

Пятнадцатый ширван-шах

 

Фарибурз I, который ранее выдал свою двоюродную сестру за Кара-Тегина, одного из полководцев Алп-Арслана, явился в ставку последнего с богатыми дарами и готовностью служить тюркскому завоевателю. Ширван-шах участвовал в ряде военных предприятий Алп-Арслана и заслужил его благосклонность. Однако под личиной беспрекословной покорности владыка Ширвана искусно прятал собственные далеко идущие намерения.

 

Первым делом он совершил поход против жителей селения Хнов, которые когда-то вблизи крепости Кабала убили его двоюродного брата по имени Лашкаристан. Было истреблено много людей, угнан скот, сож-жены горные селения.

Воспользовавшись тем, что султан Алп-Арслан в это время был занят завоеванием Грузии, Фарибурз I напал на Дербент и арестовал давних своих противников — правителей этой крепости. Городом стал править его сын Афридун, который по поручению отца занял жесткую позицию не только к политическим противникам, но и к части горожан, не желавшей находиться под властью ширван-шаха.

 

Едва Алп-Арслан вернулся из Грузии, как дербентцы отправили к нему своих представителей и пожаловались на самоуправство ширван-шаха. Не вникая в суть дела, сельджукский султан приказал Фарибурзу I освободить арестованных, а самому явиться в его ставку. Правитель Ширвана исполнил предписание Алп-Арслана. Дербентцы отправились домой, а Фарибурз I, по прибытии в ставку султана, неожиданно был арестован и брошен в тюрьму.

 

Внезапный гнев Алп-Арслана смертельно напугал многих родственников и сторонников Фарибурза I. Его зять Кара-Тегин укрылся было в области Мюшкюр, на правом берегу реки Самур, но был там убит при невыясненных обстоятельствах. С частью государственной казны бежал в страну горных лезгин и Гуждахам, родной брат Фарибурза I, но этот действовал, видимо, исключительно в корыстных целях. Вернувшиеся в крепость правители Дербента выгнали оттуда Афридуна,  и тот вынужден был явиться в столицу страны.

 

В это смутное время Алп-Арслан освободил из плена Фарибурза I с тем, чтобы он продолжил править Ширваном. Воссев на шахский трон, Фарибурз I начал наводить порядок. Ему донесли, что Гуждахам в сопровождении верных горных лезгин явился в Дербент и находится там под защитой городских правителей.

 

Возмущенный предательством родного брата, Фарибурз I собрал войско и, форсировав Самур, подступил к Дербенту. В местечке, называемом Хурмастан, у самых стен крепости, его воины сразились с дербентцами, которых возглавлял Гуждахам. Бои шли с переменным успехом. Исход битвы решили жители Кайтага и табасаранского селения Дюбек, которые, выступив на стороне защитников крепости, нанесли сокрушительное поражение ширван-шаху.

 

Но в самый критический момент фортуна в лице одного из правителей Дербента, по имени Муфарридж ибн Музаффар, улыбнулась ему. Упомянутый правитель по неизвестным причинам перешел на сторону ширван-шаха и укрылся в дербентской цитадели. Укрепившийся в нижней части города Гуждахам в течение довольно длительного времени пытался выбить противника из его убежища. Но это была трудная задача. Ежедневные стычки и столк-новения к ощутимым результатам не приводили.

В конце концов утомительные позиционные бои вымотали силы Гуждахама, и он вместе со свом отрядом вновь отступил в область горных лезгин. А его союзник — комендант Дербента Абд ал-Малик ибн Лашкари бежал в Кайтаг. Город полностью перешел в руки Муфарриджа ибн Музаффара. Через некоторое время в Дербент вошел и оправившийся от недавнего поражения Фарибурз I с сыном Афридуном.

 

Афридун вторично был назначен правителем Дербента. По приказу отца он занялся восстановлением разрушенных фортификационных сооружений и с целью укрепления обороноспособности города вырыл глубокие рвы перед крепостными стенами. Ширван-шах надеялся превратить Дербент в надежное укрытие перед лицом надвинувшейся опасности — завоевательскими походами тюрков-сельджуков.

 

Гордость державы, опора ислама

 

В 1111 году ширван-шах Манучихр, которого впоследствии называли «гордостью державы и опорой ислама», по настоянию своего отца Афридуна женился на грузинской принцессе Тамар, дочери царя Давида Строителя. Этот брак, призванный укрепить взаимоотношения между Ширваном и Грузией, способствовал тому, что грузины совершили ряд военных походов в Дагестан, в том числе и в Дербент.

В то время территория равнинного Дагестана была превращена в арену выяснения отношений между тюркскими группировками — кыпчаками и сельджуками. Чтобы обезопасить свои владения от сельджуков, царь Давид женился на кыпчакской княжне Гурандухт. Она была дочерью одного из предводителей кыпчаков Атрака ибн Шарухана, который по просьбе грузинского царя переселил в его страну около 40 тысяч кочевников. Эта армия позволила ему осуществить обширный план экспансии в Ширване и Дагестане.

 

Средневековый автор Ибн ал-Асир писал по этому поводу, что «усилились злодеяния курджей (т. е. грузин) в стране ислама, и людям приходилось сильно терпеть, особенно жителям Дербента». Обеспокоенные небывалой агрессивностью грузин, дербентцы попросили помощи у сельджукского султана Махмуда ибн Мухаммада, а заодно сообщили ему, что ширван-шах Манучихр, якобы под влиянием своей жены-грузинки, поощряет бесчинства царя Давида.

 

Султан, давно мечтавший окончательно подчинить себе Ширван и Дербент, охотно откликнулся на это предложение и с большим войском самолично прибыл в Шемаху, арестовал ширван-шаха, потом направил письмо грузинскому царю, в котором значилось: «Ты — царь лесов, и ты никогда не спускаешься на равнину. Я захватил ширван-шаха и требую у него харадж (т.е. дань). Если и ты этого хочешь, пришли мне подобающие дары, если же нет, то спешно повидайся со мной».

 

На ультиматум Давид ответил адекватной мерой. С армией, состоявшей из грузин и кыпчаков, он отправился на войну с сельджукским султаном. Но они так и не сразились, потому что между союзниками — грузинами и кыпчаками — произошла стычка. Давиду пришлось отвести своих людей на исходные позиции.

 

Махмуд ибн Мухаммад некоторое время находился в Ширване и надеялся собрать там богатую дань. Но в результате регулярных грузинско-кыпчакских набегов местное население обнищало, так что ему пришлось уйти в свою резиденцию ни с чем. А ширван-шаха Манучихра он освободил, заручившись тем, что тот не будет поддерживать царя Давида.

 

Но едва сельджукская армия ушла на юг, за реку Куру, как грузины опять напали на земли, расположенные по берегам Самура. Сильно пострадал город Шабран. Его защитники, состоявшие из лезгин и курдов, воевавшие под руководством дербентского предводителя, были уничтожены. С военной добычей Давид вернулся в Грузию и стал вынашивать новые планы против соседа. Большую часть Ширвана и Дагестана он удерживал под своей властью в течение почти полугода.

 

После его смерти были налажены дружеские отношения с новым грузинским царем Деметре I, братом жены ширван-шаха. Дербент и Ширван, подобно Грузии, дали согласие на заселение ряда территорий кыпчаками. Некоторые современники утверждали, что их было много, поэтому тюркские рабы и рабыни продавались по очень низкой цене.

 

 Ширван-шах Манучихр снискал авторитет и уважение среди своих подданных за то, что благосклонно относился к поэтам, музыкантам и прочим гуманитариям, а поэт Хагани даже занимал пост государственного секретаря. Последние годы правления «гордости державы и опоры ислама» были омрачены рядом измен и заговоров. Манучихр стал подозрительным и внезапно умер после 40-летнего правления.

 

Жена его, Тамар, вернулась в Грузию, ибо между сыновьями Манучихра началась беспощадная борьба за власть, которую не смогла остановить даже их родная мать. В грузинской хронике «Картлис цховреба» записано, что «Тамар, сестра царя Деметре I, основательница монастыря в Тигве, умерла монахиней».

 
http://gazeta-nv.ru/content/view/3814/109/
Просмотров: 2037 | Добавил: HinDag | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Жизнь Сайта