Суббота, 20.04.2024, 13:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Древний ХИН Сайт о Хине и языке хинов.

Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Март » 26 » ДАГЕСТАНСКАЯ БИТВА В ДЖАРЕ
21:03
ДАГЕСТАНСКАЯ БИТВА В ДЖАРЕ

| печать |
Автор Ильяс КАЯЕВ, Тимирлан АЙТБЕРОВ   

В настоящей статье речь пойдет о малоизвестном региональном сражении XVIII века, произошедшем на территории Джаро-Белокан и Елису, которое практически выпало из поля зрения современных исследователей. Постараемся в какой-то мере восполнить этот пробел.

Image 

  Известны три фактора, на которые опирается единство народов Дагестана. Это единство исторического происхождения, единые условия многовекового исторического развития; единая геополитическая позиция, обусловившая общую борьбу против иноземных нашествий.

  Ни природные препятствия, ни общинно-территориальная раздробленность, ни продолжительные включения тех или иных частей Дагестана в пределы разных держав (Албания, Хазария, Халифат, Золотая Орда и государство ильханов – Хулагидов, Ширван, Иран, Турция и Российская империя) не смогли ослабить и нарушить этого единства.

  Более того, в самые критические моменты нашей истории, когда казалось, что Дагестану как отдельной стране грозит исчезновение с исторической карты, его спасало в конечном счете именно это сознание единства наших народов, их общей исторической судьбы. Так было во времена Сасанидов. Так случилось и в годы арабских завоеваний. Так выстояли горцы и в эпоху нашествий монголов и Тимура. Так уцелел Дагестан и в великой распре (1512 – 1639 гг.) Ирана и Турции за господство на Кавказе. Так сохранили горцы свою страну и в годы нашествия Надир-шаха, а ведь современники его свидетельствовали, что у завоевателя был план мести за гибель его брата в Джаре: выселить всех горцев в Иран, оставив на родине лишь 15–20 тыс. <верных> в качестве пограничной стражи.

  Так было и в славную эпоху национально-освободительных войн против царизма. Каждая из этих легендарных эпох богата описанием сражений и битв. Среди них есть известные и малоизвестные. Зимой 1750 года из Джара в Тифлис в качестве послов было отправлено два почетных джарских «лезгина» в сопровождении отборного отряда вооруженных горцев. На них была возложена ответственная миссия – добиться от Теймураза и Ираклия решения об установлении мира между Картли-Кахетией и Джаро-Белоканской республикой. Но ответ на инициативу Джаро-Белокан, картло-кахетинские правящие круги выставили жесткие условия мира: уступить Кахетии часть джаро-белоканской территории, примыкающей к левому берегу Алазани; выселить с указанных земель тюркоязыческих беженцев и препроводить их на прежние места обитания; возвратить знатных грузин, находящихся в Джаре в качестве заложников. Выдвигая заранее неприемлемые условия для заключения мира, картло-кахетинский правящий двор полагал, что в случае обострения ситуации, джарцы будут лишены возможности получить военную помощь из Дагестана, так как зимой горные перевалы становятся практически непроходимыми.

  Получив условия, выставленные грузинской стороной, послы возвратились в Джар. Для обсуждения сложившейся ситуации в Мухахском ущелье собрались главы аристократичных кланов, духовные авторитеты и военачальники Джаро-Белоканской республики.

  После анализа сложившейся ситуации собравшиеся постановили: требования грузинского царского двора отвергнуть, предводители союза срочно отправили гонцов за помощью. Но вот что интересно: ни в Хунзах, ни в аварские вольные общества, а к Мухаммад-хану Гази-Кумухскому и к Хаджи-Чалаби – правителю Шекинского ханства. Здесь необходимо отметить, что к концу 1750 года политические и личные отношения между Мухаммад-ханом Гази-Кумухским и Хаджи-Чалаби Шекинским были более чем прохладными.

  Учитывая это обстоятельство, руководители Джаро-Белоканской республики первым делом стали налаживать отношения между двумя правителями. В результате их дипломатической деятельности был заключен военно-политический союз, который объединял Гази-Кумух, Шеки и Джаро-Белоканы-Елису.

  Правящие круги Грузии, обеспокоенные военной и дипломатической активностью своих противников, решили форсировать события и не допустить объединения вооруженных сил противника. Во исполнение этой задачи, грузинское командование перебросило к реке Алазань огромные «по кавказским масштабам» силы – до 30 тысяч воинов Картли и Кахетии, сюда же были согнаны мастера различных строительных специальностей для возведения понтонного моста. В составе грузинских войск находились и воинские подразделения Шахверди-хана Гянджинского и Субханверди-хана Казахского. Первоначально планировалось форсировать Алазань в районе укрепленного комплекса «Топ-Карагач», расположенного напротив селения Даначи и нанести стремительный удар по джаро – белоканскому войску, не дав ему соединиться с союзниками.

Image 

  Но вскоре царь Теймураз Багратиони, его сын Ираклий, гянджинский и казахские ханы получили тревожную информацию: через перевал Диндиб, невзирая на страшные февральские бураны и глубокий снег, на помощь джаро-белоканцам пробилось ополчение, сформированное в Гази-Кумухе во главе с Мухаммад-ханом и его личной дружиной, состоящей из тысячи хорошо вооруженных воинов–профессионалов. Воины из Гази-Кумуха, пройдя через Мухахское ущелье, разбили лагерь между Джаром и Елису, у селения Чабанколь. К тому времени к театру предстоящих военных действий подоспели и воинские контингенты Хаджи-Чалаби Шекинского, чьи вооруженные силы имели в качестве ядра воинов-лезгин с территории Ахтынского союза, а также хновцев и их соседей. Хаджи-Чалаби разбил свой укрепленный лагерь на подступах к Елису. Джаро-белоканская конница и пешие воины в то время были сосредоточены в Джарском ущелье и прикрывали подступы к Белоканам.

  Получив новые данные о дислокации войск джаро – белоканцев и их союзников, царь Теймураз, Ираклий, Гянджинский и Казахские ханы на военном совете вынуждены были поменять первоначальный план боевых действий. Согласно новому плану, предполагалось вначале обрушить всю мощь грузинской армии и отрядов Шахверди и Субханверди ханов на укрепленные лагеря Хаджи-Чалаби и Мухаммад-хана. После разгрома союзников должно было начаться немедленное наступление на лагерь джаро-белоканского войска с целью уничтожения последнего. События стали разворачиваться стремительно. Грузинские войска подошли к Джалаиру, расположенному неподалеку от Елису и стали готовиться к сражению. Стало ясно, что первый удар они нанесут по лагерю шекинского правителя. Мухаммад-хан со своей дружиной и ополчением стремительно выдвинулся из чабанкольского лагеря на помощь Хаджи – Чалаби.

  Утром 22 февраля 1751 года грузинские войска пошли на штурм укрепленного лагеря, в котором держали оборону воины-лезгины, хновцы и гази-кумухцы. Грузинские войска непрерывно атаковали и всякий раз откатывались назад, неся большие потери. Бой шел уже в течение нескольких часов. Воины, сражавшиеся под знаменами Теймураза Багратиона, Ираклия, а также их вассалов Шахверди-хана Гянджинского и Субханверди Казахского, учитывая свое численное превосходство, были уверены, что вскоре сломят ожесточенное сопротивление противника. Но наступивший вечер и темнота развели врагов. Тем временем командующие отрядами Джаро-Белокан, получив известия о начавшихся боевых действиях, форсированным маршем двинулись к Джалаиру.

  Утром следующего дня сражение возобновилось с новой силой. После двух часов кровопролитного и ожесточенного боя на поле битвы внезапно появилась джарская конница, а затем и пешие воины. Джарцы немедля ударили в тыл грузинской армии. Не выдержав натиска с двух сторон, грузинская конница покинула поле боя, рассыпался и строй пеших воинов. Вскоре их отступление переросло в паническое бегство. Грузинское войско и воинские контингенты Шахверди-хана Гянджинского и Субханверди-хана Казахского в битве под Джалаиром понесли огромные потери: пять тысяч воинов полегло на поле сражения, две тысячи утонуло во время бегства и переправы через Алазань и еще две тысячи двести воинов попало в плен.

  Итак, в феврале 1751 года на закавказской территории, находившейся под военно-политическим контролем этнических дагестанцев, произошло одно из крупнейших региональных сражений XVIII в. Лезгины, рутульцы, лакцы и аварцы, продемонстрировали, что этноязыковые различия в их глазах существенным фактором не являются. Они показали свою готовность, не жалея своей жизни, сразиться с любым врагом, который осмелится посягнуть на их веру, честь и свободу. Мы всегда были и будем нужны друг другу. Этому нас учит история, и мы не имеем права забывать сегодня уроки, которые дает прошлое.

 http://gazeta-nv.info/content/view/46668/109/


Просмотров: 1331 | Добавил: HinDag | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Жизнь Сайта