Понедельник, 02.12.2024, 14:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Древний ХИН Сайт о Хине и языке хинов.

Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2012 » Июнь » 27 » Село Кина или Хина?
11:40
Село Кина или Хина?

Авторы: Шаир Раджабов, Фазил Дашлай

Кина, пожалуй, самый красивый и живописный населенный пункт Рутульского района. И с этим нельзя не согласиться. В этом может убедиться любой, кто хоть раз побывал в этих краях. Извилистая горная дорога, ведущая по берегу вверх, против течения Самура, возле села Лучек раздваивается. Направо ведет дорога в Ихрек и дальше, через горные перевалы, в лакские земли. (Правда, в настоящее время этой дорогой давно уже не пользуются.). Налево, по берегу собственно Самура, ведет дорога в Горный Магал, в земли, населенные цахурцами. На всем протяжении дорогу, вплоть до описываемого села Кина то и дело перерезают быстрые ручейки и речки с живописными водопадами. В месте расположения этого населенного пункта, в четырех километрах выше от Лучека, узкая доселе долина резко становится шире.

Панорама села представляет собой необычную картину. На левой стороне Самура ( по течению реки) высится и уходит вдаль сухая безлесная, обращенная к солнцу сторона – "выса". Правая сторона - "хина" (где и расположено село), обращенная от солнца, весной и летом утопает в зелени лесов. Подступающий к крайним домам селения лес плавно переходит в частные сады. Изобилие леса, и как топлива, и как строительного материала, всегда вызывало зависть соседей кининцев. И если в некоторых рутульских селах из-за отсутствия леса, например, как в селении Шиназ, жители были вынуждены жить на кизячном отоплении, то у жителей Кина таких проблем никогда не было.

Но такое изобилие леса никак не повлияла на саму постройку домов. Никаких деревянных срубов или деревянных домов. Архитектура старых домов селения типично рутульская, дагестанская. Лесоматериал жителями использовался и используется и поныне только для изготовления окон, дверей, а также для кровельных работ. Стены строились из камня, правда, в наши дни все чаще в строительстве местные жители используют кирпич и саман. В планировке села, если взять старую часть, видна вся та же скученность. Дома расположены уступами друг над другом. Это факт говорит о том, что жители села являются автохтонами Кавказа и не являются пришельцами извне.

Первое письменное упоминание об этом селе в русских документах, датируется 1835 годом. Ф.И Гене в "Сведениях о горном Дагестане" пишет следующее: "..У сего селения (Кильмыц Ф.И. Гене. Пояснение: Гельмец Ф.Д.) и ниже оной Самур течет в чрезвычайно утесистых, тесных и высоких берегах почти до селения Кына (Кина Ф.Д.), принадлежащее Рутульскому обществу, потом он становится шире и у селения Лючах (Лучек Ф.Д) соединяется с рекой Куртай-чаем, (Кара-Самур Ф.Д.), составляющим главный рукав его..) Как видно из этого документа, Кина к этому времени был не маленьким населенным пунктом. Например, в тех же документах нынешнее село Джилихур упоминается всего лишь как "хутор Чиликюрт". Мусаев Г.М в своей работе " Рутулы" пишет, что по данным переписи населения от 1869 года в селе Кина насчитывалось 35 дворов с населением 168 душ.

О том, что уже в начале 19 века село Кина был отдельным и обособленным населенным пунктом подтверждает и З. Ш. Закарияев в своей работе "Арабоязычная строительная эпиграфика 19 века из Рутульских селений Дагестана". "В стене мечети отдаленного рутульского селения Кина установлена плита 40-35 см со строительной надписью из четырех строк в низком рельефе. По краю плиты кайма с Х-образным геометрическим орнаментом. В верхней части плиты высечены две розетки. Русский перевод надписи опубликован А. Р. Шихсаидовым: "Построил эту мечеть Молла оглы Рахим Халил сын Усмана. А эту стену построили уста Рахим, уста Рамазан, уста Мердан, Молла Джама, Молла Мухаммед, да простит Аллах их – амин. Год 1255" Год 1225 по хиджре соответствует 1839-1840 годам.

Со слов информатора Сулейманова Абдулла, старожила селения Кина, записано предположительно в семидесятых годах прошлого века, Мусаев Г. М. в уже упомянутом выше исследовании "Рутулы" пишет следующее: "однотухумное селение Кина в рассматриваемый период уже состояло из пяти тухумов. Османар – коренные, Месеер – пришельцы из Дженыха (селение цахуров). Фычыхыер – из ныне не существующего селения Фчох, ЧугуIер, из Лучека и Гуржиер. Появление тухума гуржиер старожилы селения Кина объясняют следующим образом: в сторону цахуров, находилось селение, где жили грузины, оно неизвестно от чего сгорело, а жители переселились в разные селения рутулов, цахуров, часть их покинула эти места и перешла в Азербайджан".

Место, где находилось это грузинское село, называется "Чайние". Но вышеприведенная легенда вызывает некоторые сомнения, связанные с датировкой основания села Кина. Если верить вышеперечисленным документам, первые жители обосновали Кина в конце 18 века. Но к 18 веку в этих краях не могло быть селения, населенного грузинами. Как описывают некоторые хронисты, где-то в 15 -16 в.в, а может, и раньше, объединенные силы цахурцев и рутульцев, при поддержке аварских обществ, вынудили грузин покинуть область Цукетию, так называли в грузинских летописях Горный Магал (территория, населенная цахурцами Ф,Д), и переселиться за реку Алазань. Можно предположить следующие версии: первое – грузинами могло называться местное население, скорее всего, цахурцы, которые, возможно, все еще оставались христианами; второе – могло быть, что село Кина возникло намного раньше 18 века, до того, как грузин вынудили покинуть Цукетию. Этот вопрос, конечно, спорный, и вряд ли пока можно найти этому приемлемое объяснение.

О древности и обособленности Кина говорит и следующий факт Вопреки всем рутуловедам, которые говор этого села причисляют к лучекскому диалекту, есть свой особый, достаточно отличный от других рутульских диалектов говор. Человек, владеющий в совершенстве рутульским языком, никогда не спутает жителя села Кина, например, с жителем села Лучек. Удивительно, хоть и Кина находится сравнительно далеко от сел Хнов и Борч, но говор этого села ближе к хновско-борчинскому диалекту, чем к говору своих ближайших соседей. Можно смело предположить, что село Кина основали выходцы села Хнов (на рутульском языке Хин или Хина.) Это косвенно подтверждает и само название села, Къина. (Так произносится на рутульском языке.) Название села Хина(д) происходит от слова "хин" - сторона, обращенная от восхода солнца.

(Хина (д) означает, что село расположено на стороне "хина".)

Село Кина, также как и Хина (Хнов), расположено на стороне "хина". Изначально, судя по всему, Кина назывался также как и Хина, со звука"Х", который с течением времени, чтобы не путать два разных поселения, просто стал звучать как - "Къина (д)". То, что Кина могут быть потомками хновцев, может быть и подтвердить легенда об основании села Курдул. ( Населенное ближайшими соседями рутульцев – цахурцами. Кина - крайнее село, говорящее на рутульском языке, дальше по долине Самура начинаются села цахурцев: Гельмец, Курдул и т.д.).

По легенде курдульцы – выходцы из селения Хнов (Хина) Ахтынского района. Некая родовая ссора заставила один из малочисленных родов покинуть свою родину. Через горные тропы этот род (тухум) после долгих скитаний дошел до нынешнего расположения села Курдул (по цахурски – Лег) и обосновал тут свое село. Может, эта легенда и не имеет отношения к селу Кина, но, однако, если посмотреть на старую часть села, то нетрудно догадаться, что первые поселенцы этого населенного пункта строили свои дома, да и в целом село так, словно боялись чьего-то нападения или вторжения. Каких-то лет сто назад о местонахождении здесь жилищ было очень сложно догадаться. По берегу Самура спокойно можно было пройти в Горный Магал, не заметив расположенный на берегу речушки Фалирыхды, за километр до ее слияния с Самуром, небольшой населенный пункт, известный ныне как Кина.

Топонимика села не особо сложная. Любое название того или иного холма, пастбища, пахотных угодий легко узнаваемы. Без труда их можно расшифровать на местном диалекте, да и на других диалектах рутульского языка. Однако, попадаются и такие названия, расшифровка которых уходит вглубь веков. Например, урочище "Марзавана". В этом названии есть что-то древнее, со времен Древней Албании. Уж сильно оно перекликается со словом "марзбан", так называли в Кавказской Албании правителей областей, гаваров. О связи с древней Албанией, с эпохой огнепоклонничества, говорят и такие названия, как "Цьайлахана", "Цьасыра". В обоих случаях видно упоминание слова "цьай" - огонь.

Современное село Кина сильно разрослось. О старой части села напоминает лишь небольшой квартал. Новые дома не расположены уступами друг над другом. Каждое хозяйство, каждый дом имеет перед собой огород, чаще всего сад, в несколько соток земли. Крайние дома спустились до самого берега Самура. Это уже не тот неприметный и маленький населенный пункт, каким его застали первые русские исследователи, а один из крупных населенных пунктов Рутульского района.

ссылка:http://www.odnoselchane.ru/?sect=936

Просмотров: 1584 | Добавил: HinDag | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Къуруклжив  
0
Я бы сказал Хняр)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Жизнь Сайта