Воскресенье, 28.04.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Древний ХИН Сайт о Хине и языке хинов.

Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2010 » Октябрь » 24 » ТРАПЕЦИЯ ДЛЯ ПРОГРЕССА
22:15
ТРАПЕЦИЯ ДЛЯ ПРОГРЕССА
В ожидании решения апелляционного арбитражного суда по принадлежности медно-колчеданного месторождения «Кизил- дере», который пройдет в городе Ессентуки 13 июня, вглядимся в тему спора в пространственно-временных отражениях.

В ПОИСКАХ КАВКАЗСКОГО КЛОНДАЙКА
В начале шестидесятых годов прошлого века россыпные месторождения на знаменитой канадской реке, вызвавшие «золотую лихорадку», уже были отработаны. В это время на противоположной стороне земного шара на территории Восточного Кавказа обнаружились благоприятные признаки формирования россыпей золота, серебра и циркона. Дагестанские геологи, перешедшие из подчинения научного учреждения в Министерство геологии, устремились к новым перспективам. Продвигаясь к югу, они обнаружили медноколчеданные месторождения. «Кизил-дере» было признано крупнейшим в Европе месторождением меди.

- Но это не значит, что если какое-то месторождение существует, то обязательно надо на этом зарабатывать,- одна из экологических аксиом, озвучивая которую сегодня, член Региональной общественной организации «Кизил-дере» Мирзабек Алимов ссылается на Закон «О недрах», статья восьмая: пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Если с молчаливым природным окружением как-то можно было договориться, то близость к месторождению древнего высокогорного села Хнов и отселка создавали реальную угрозу жизни и здоровью людей. Прорытые геологоразведчиками за 18 лет 18 километров штолен и 333 скважины сначала застыли в недоумении: кому было это нужно и было ли нужно вообще? Потом от невнимания из незаконсервированных штолен в реки Дере-чай и Ахты-чай потекли тяжелые разноцветные слезы. Кто бы напомнил разработчикам статью 26 того же Закона «О недрах», обязывающую при прекращении пользования недрами консервировать подземные сооружения.

БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ?
Впрочем, на невнимание рудоносная долина не могла пожаловаться. Именно проявление интереса к «Кизил-дере» обнаружило в тогдашнем сотруднике Министерства природных ресурсов РД Мирзабеке Алимове способности адвоката.
Бывший россиянин Эдвард Островский, создав в Израиле фирму по использованию природных ресурсов, в начале девяностых 20-го столетия решил протянуть руку к «Кизил-дере». Обследовать на месте экологическую обстановку было поручено Мирзабеку Алимову.

- Первый проект, разработанный государством, учитывал экологические требования, - анализирует он, - в том числе, влияние выбросов на воздушную атмосферу и сточные воды.

Вопрос с хранением отходов производства тоже легче было решить при предусмотренной тогда мощности в полтора миллиона тонн переработки.
Рассмотрев технологию переработки, предлагаемую израильтянином, в зеркале экологических требований, потенциальному хозяину «из-за трех морей» было отказано. Тогда аукцион не состоялся. Островский не успокоился. Получив новый статус руководителя американской фирмы «Глобал минерал интернейшнл», в 1996 году он наконец увез лицензию на разработку «Кизил-дере» в США. На нарушение условий аукциона обратил внимание все тот же М.Алимов. Не внесенная американским бизнесменом вовремя сумма в 245 тысяч долларов спасла тогда горную долину.

Третьими в попытку овладеть уже разработанными рудниками ринулись отечественные владельцы «соломоновых копей». И мудрость древнего царя Соломона оказалась на руку нашим современникам, когда на карту была поставлена личная выгода. Создав на скорую руку общество с ограниченной ответственностью «Росинвест» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, с помощью организаторов в пять раз сократив сроки подготовки аукциона , 30 сентября прошлого года фактически овладела лицензией ЗАО «Русская медная компания» ( как декларируется, одна из тройки ведущих в России компаний по добыче меди).

Этим был отмечен для российских рудокопов год 200-летия Клондайка, но, в отличие от канадского, отработка месторождения «Кизил-дере» рассчитана всего на 20 лет.

Пора бы взяться за лопаты.
Но лопата в руках Мирзабека Алимова в документальном фильме «Об ухудшении качества вод бассейна реки Самур и среды обитания в Южном Дагестане», демонстрировавшемся 18 мая во Дворце культуры селения Ахты, копнула совсем неглубоко, чтобы нарушить планы новых хозяев рудоносной долины. Увидеть результат эрозии заброшенных штолен если и входило в повестку дня так называемого «Общественного обсуждения декларации о намерениях строительства подземного рудника», то только в качестве аргумента для агитации за необходимость строительства.

«У вас плохо? Не согласитесь, и дальше будет так. Придет «РМК», может, станет лучше». Между «кровоточащим» экраном и «лавой» зала, готовой к извержению, - один из монолитов представительного стола: Левин-Мурсалов-Алчиев. Глава муниципального образования «Ахтынский район» не то зажат, не то поддерживается руководителем «Медной компании» и заместителем Председателя Правительства Дагестана.

Сельчане разделяют недоумение ахтынки Селимат Шамхаловой, готовой из-за экологического неблагополучия покинуть родное село: «Как случилось, товарищ Мурсалов, что на Ваш доклад не обратили внимание?». Но там, где главное намерение: не услышать глас народа, а буквально - цитата председателя Комитета по экологии Госдумы РФ В.А.Грачева: «Самое главное успокоить жителей», не может быть правдивого отображения ситуации.

В кривых зеркалах проще спрятать истинное лицо, а потом пенять на искаженность самого зрительского взгляда.

- Рука об руку должны идти экономика, социальная сфера, экология - три составляющие устойчивого развития, которые упорно подминает под свою платформу в качестве китов Владимир Александрович, никак не могут быть равноценны, и колченогий стул под ним то и дело кренился:
- Так есть у Русской медной компании лицензия на разработку «Кизил-дере»? - кинутый из-за трибуны в лоб вопрос все-таки застал врасплох руководителя думского комитета по экологии, автоматически ответившего: «Да, есть». Так к чему же все эти судебные процессы с подставными компаниями? Соблюдай законы!

Абсурдности поведения госдеятеля, по долгу службы обязанного стоять по одну с экологами сторону баррикады, существует одно примитивно-наглое объяснение: он - уралец. И поддерживая ЗАО «РМК», в какой-то мере отрабатывает предвыборные обещания.

Рука руку моет - в скольких проекциях можно отразить эту политическую процедуру! А три кита, опираясь на которые можно найти компромиссное решение для законопослушных юждаговцев, Закон «О недрах», «Закон об охране памятников» и «Земельный кодекс».

УВЛЕЧЕННЫЕ ЮЛОЙ
И ученые Института геологии ДНЦ РАН ( М.К.Курбанов, В.У.Мацапулин участвовали и в разработке рудников, и в обсуждении «Декларации», Р.М. Багатаев ныне представляет территориальное агентство по недропользованию), и общественные организации, и жители Ахтынского района пытались остановить словесную круговерть. Как в водоворот, затягиваются шесть районов Юждага, и даже северные районы Азербайджана, в экологическую трагедию.
- Чтобы людям жить, надо из недр брать! - медь звучит в голосах депутатов. Брать, брать, брать! В противовес медным трубам людской набат: «Назад!».
При виде меднобородого генерального директора уральской медной компании Левина у ахтынцев появилась невольная ассоциация с чубайсовскими ваучерами, и настороженность переплавилась в обоснованное недоверие.

- Все деньги, которые отпущены, вкладывались в воздух,- неоднозначные фразы в россказнях о предприятиях ЗАО в пяти регионах страны, среди которых и «Карабашмедь», (якобы «съевший» 120 миллионов рублей на соблюдение экологических обязательств) воспринимаются, как клоунские репризы. А смог и ныне там.

Сменивший буквально перед приездом в Ахты указанного в лицензии на разработку Хнов-Борчинского месторождения Гладкова новый директор ООО «Росинвест» Андрей Воротнев профессионально научен плести сети из обещаний. Который раз он прилежно исполнил роль бревна в руках сносчики неподдающихся ворот.

- Все процедуры проведем, как положено, - человек с виноватым взглядом и его соратники из проектных институтов Санкт-Петербурга и Москвы терялись после конкретных вопросов из зала.

Просьбы министра природных ресурсов РД курушца Малика Баглиева и Председателя РОО «Кизил-дере» хновца Владимира Ашурбекова, знакомых с проблемой не по бумагам, дать гарантии соблюдения интересов жителей района тоже растворились в потоке обещаний.

Тогда в середине мая, пока кружилась голова от закрученного Грачевым волчка, гости создали иллюзию единодушия и подписали «Декларацию». Теперь, чтобы пустить в ход документальные итоги этого мероприятия, необходимо решение арбитражного суда в их пользу. Если случится подобное - это будет очередным нарушением закона. Процесс, назначенный на 31 мая, был перенесен из-за недокомплекта документов, представленных апеллирующей стороной. В качестве веского документа со стороны Прокуратуры РД, защищающей интересы природы, в апелляционный суд в Ессентуках было передано решение схода жителей села Хнов Ахтынского района о несогласии со строительством рудников и комбината в окрестностях.

При соединении по координатам крайних точек территории, на которую претендует «Российская медная компания», перед природозащитником Алимовым предстала геометрическая фигура, традиционная для воздушных трюков. Превращение условной трапеции в реальный частокол по периметру СЗН (санитарно-защитной зоны) возможно при пренебрежении к представителям малочисленного односельского народа, на защите которого тоже стоит закон. Трапеция ( с греческого «столик»), очерчивающая зону работы , «загребла» и долину реки Дере-чай (через посредство реки Ахты-чая, впадающую в Самур), и поселение на берегу, и древний Хнов с охраняемыми государством памятниками. «Закон об охране памятников» - действующее лицо кизилдеринского спектакля, вопреки желанию амбициозных сценаристов, то и дело оказывающееся на сцене, вернее, на поле действия.

История и экология, встав плечом к плечу, пытаются оградить «Кизил-дере» от наступления политики. Но даже если ограничивать «государственные интересы» одной лишь политикой, есть нюансы, перетягивающие и ее в лагерь защитников. Готовы ли российские рудоискатели к международному скандалу из-за нарушения обязательств по трансграничной реке Самур?

КТО ОТВЕТИТ ?
«К серьезному ухудшению экологической обстановки может привести разработка в средней части медноколчеданного месторождения «Кизил-дере» - методическое обоснование из коллективного исследовательского труда «Водохозяйственные проблемы и перспективы», выпущенного в 2003 году, в реальности может обернуться неземным пейзажем.

С началом выщелачивания шахтных отвалов меди подземными водами содержание соединений металлов в реке Самур у поста Усухчай стало превышать допустимое в пять раз.

Куда собирается девать отходы производства «РМК» ?
Как оградить население от надвигающихся специфических болезней, вызванных химическим загрязнением?

Что получит район от строительства перерабатывающего комбината?
И как в горах, по сейсмоопасности стоящих сразу за Курилами, договориться с грозным богом Вулканом?

Тем, кто поднимет руку для ответа на эти вопросы, не достанутся ни лавры, ни проценты, ни даже одобрение от искателей инвестиций. Потому что истина неприглядна и невыигрышна. А удобоваримость может обеспечить только приправа из смеси шантажа и обмана.

Будем пробовать правду дальше?..

Имара БАГИРОВА
Просмотров: 879 | Добавил: HinDag | Теги: Islam, москва, ислам, Дагестан, Мечеть, кавказ, Сунна, Россия, Нашиды, Умма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Жизнь Сайта