Четверг, 15.11.2018, 05:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Древний ХИН Сайт о Хине и языке хинов.

Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Октябрь » 27 » Исмаилов Дж. История развития селения Хнов
18:39
Исмаилов Дж. История развития селения Хнов

Министерство высшего и среднего образования

РСФСР

Дагестанский государственный университет имени В. И. Ленина
 
 

                                                                                Кафедра истории Дагестана

                                                                              Д.М.Исмаилов

 

  

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  

История развития колхозного селения Хнов

Ахтынского района

 

   

                                                                                   Научный руководитель:

                                                                             Преподаватель кафедры истории

                                                                      Дагестана – Г.М. Мусаев

                                                              Махачкала, 1978 год

                           

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

Цель предполагаемой дипломной работы – осветить вкратце историю возникновения и дальнейшего развития одного из древнейших населенных пунктов Нагорного Дагестана – селения Хнов Ахтынского района ДАССР. Особое внимание в работе уделено периоду социалистического строительства в селе.

          Работа написана преимущественно на полевом историко-этнографическом материале, собранном мною о Хнове. Помимо этого использованы сведения и заметки о Хнове, о рутульцах и ахтынцах, опубликованные досоветской и советской литературе, а также материал хранящийся а архивах Ахтынского районного исполнительного комитета партии, Центрального Государственного архива ДАССР и годовые отчеты последних лет в   бухгалтерии колхоза имени "Правда" села Хнов Ахтынского района.

Как и в дореволюционный так и так и в советский период специальных работ, посвященных истории возникновения селения Хнов – нет. Кроме этнографического очерка "Хновцы" М.И.Ихилова. В кавказской этнографической литературе можно найти отдельные – очень отрывистые сведения о хновцах.

            Много данных истрико-этнографического характера находим а работах русских ученых начиная с середины Х1Х века. И этот материал освещен отрывисто и носит большей частью общий характер. Из дореволюционных авторов наиболее значительные сведения о рутульцах оставил М.М. Ковалевский, А.М.Дирр, Н.И. Кузнецов и многие другие. Работы Н.И. Кузнецова содержат сравнительно большой фактический материал и некоторые сведения об общественном строе, быте и культуре рутульцев.

Большинство дореволюционных ученых и исследователей принижали уровень общественного строя. Их работы страдали серьезными недостатками. В них больше говорилось об общественном строе с целью осуществления завоевательной политики.

После Великой Октябрьской революции ленинская национальная политика создала все условия для научного познания исторического прошлого и настоящего малоизученных народностей нашей республики. В этом отношении большой шаг вперед был сделан в изучении народностей лезгинской группы. По истории рутулов пока, что не издавалось специальной монографии, если не считать отдельных статей о строе, быте и культуре рутульцев.

              Большинство дореволюционных ученых и исследователей принижали уровень общественного строя. Их работы страдали серьезными недостатками. В них больше говорилось об общественном строе с целью осуществления завоевательной политики.

              После Великой Октябрьской социалистической революции ленинская национальная политика создала все условия для научного познания исторического прошлого и настоящего малоизученных народностей нашей республики. В этом отношении большой шаг вперед был сделан в изучении истории народностей лезгинской группы. По истории рутулов пока не издавалось специальной монографии, если не считать отдельных статей.(1) Ценный в то же время отрывистый материал об общественно-политическом строе рутульцев, ахтынцев содержится в трудах дагестанских историков Р.М. Магомедова, Х.М.Хашаева, Х.Х.Рамазанова, А.Р.Шихсаидова, М.М.Исмаилова. Они все освещают короткие данные дореволюционного времени.

                  При освещении основных событий, происходящих за короткий период истории (после Великой Социалистической революции) автор старался прежде всего правдиво показать активность хновцев в борьбе за новую счастливую жизнь, за социализм и показать руководящую роль партии в строительстве социалистического и коммунистического общества. В первой главе частично освещен вопрос об истории возникновения селения Хнов, о населении и его занятиях и культуре до советского периода.

Вторая глава охватывает с 1917 года до конца Великой Отечественной войны (социалистические преобразования в селе, коллективизация сельского хозяйства и период Великой Отечественной войны 1942-2945 годы0

Третья глава посвящена развитию экономики и культуры селения Хнов в послевоенный период (подъем экономики, партийно-политическая работа в селе и развитие культуры), и успехи, которые были достигнуты в период послевоенных пятилеток.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ СЕЛЕНИЯ ХНОВ

Исторические сведения о селении Хнов до Великой Октябрьской социалистической революции.

 

 

Селение Хнов – один из отдаленных населенных пунктов Дагестана. Оно расположено на территории Ахтынского района в 33 км от районного центра Ахты. Языком хновцев является хновский диалект рутульского языка.

Вопрос возникновения селения Хнов, как таковой остается загадкой. История его не изучена, как и история всех рутульцев. Некоторые аспекты исторического прошлого рутульцев нашли свое отражение в исторической литературе, монографиях и исследованиях советских историков.

Село расположено на берегу рек Дели-чай(Сулукан) и Ахтычай(Шарахан), прямо у села они сливаются. Село Хнов образовалось в результате заселения жителей близлежащих пяти поселений, остатки этих поселений, кладбища еще сохранились. Место где расположено селение Хнов гористое, с летними пастбищами. Зимних пастбищ нет. Рельеф местности соответствует и интересам обороны.

Позже, примерно в V1-V11 веках дальнейшим разложением первобытно-общинного строя и зарождением феодальных отношений, расширяется связь между населенными пунктами – соседями. (2)

Многие, более сильные и влиятельные сельские общества, часто совершали походы на более слабые общества. В такой обстановке жители разрозненных населённых пунктов, расположенных в трёх-пяти километрах друг от друга, стали объединяться в одно крупное село, для совместного отпора внешним врагам. Так жители ряда маленьких поселенных пунктов заселились в селении Хнов.

По нашему мнению, возникновение старого села Хнов, относится к периоду еще далеко до арабского нашествия на Дагестан(3), а возникновение нового крупного села Хнов (после объединения) относится к периоду 7-8 векам.

Во всех перечисленных местах в настоящее время находятся кутаны для овец, кладбища и остатки поселений.

Наиболее раннее упоминание о рутульцах относится к 7 веку. В "Армянской монографии" составленной в 7 веке, упоминаются рутульцы под названием "Хеноики", а наши соседи цахуры "Цахойки"(4).

Данных до арабского нашествия, относящихся непосредственно к селению Хнов нет, но имеется интересный материал о Рутуле относящихся к 7 веку.

В местной хронике "Ахты наме" содержатся данные об объединенном войске "Эмиров Тарса, Рутула, Джиниха, Руфука"(5). Это единственное, что нам известно из истории рутулов до арабского завоевания. Период с 7 по 10 век примечателен тем, что именно тогда и начался процесс слияния или объединения ряда мелких аулов в одно крупное село. Это объединение нескольких тухумных поселений вокруг одного, повышало значение территориальной общины и укрепляло её силы. Объединение возможно только на основе больших успехов в хозяйственной жизни.

В ранних письменных дагестанских источниках о селении Хнов и его жителях не упоминается. Да и более поздние исследователи хновцев не выделяли их, как и рутульцев, их среды лезгинской массы. Видимо они вместе с рутульцами и лезгинами в первые века нашей эры входили в состав многоплеменной Кавказской Албании, в которой древние географы насчитывали 26 наречий и племен. Исторические данные позволяют утверждать, что лезгины, рутульцы, цахуры являются древнейшими родственными племенами нагорного южного Дагестана. Подтверждением этому является родство их языков, сходство физического типа, быта и культуры.

В Хнове, в 1957 г., на левом берегу реки Ахты чая обнаружили большой могильник с погребениями в каменных гробницах, расположенных в три яруса. В одном из полуразрушенных каменных гробниц верхнего яруса были найдены два бронзовых браслета. По мнению дагестанских археологов - Д. Атаева и В.Ктовича – эти браслеты, относящиеся к раннему средневековью, аналогичны подобным украшениям, обнаруженным в горном Дагестане, Северной Осетии и Кабарде.

Эти находки несомненно являются памятниками домусульманской культуры края.

После распада Кавказской Албании территория, населенная лезгинами, подпала под власть Сасанидской Персии, а затем – арабского Халифата (12-10 вв.).

Хнов, расположенный ближе к Нухе (Шеки) , был рано покорен арабами, о чем свидетельствует обнаруженная здесь раннемусульманский памятник 7 в. Эта нагробная плита шейха Магомеда Ибн-Асада, погребенного здесь в специальном зиярате (гробнице) в 54 г. Хиджры, т.е. в 675 г. н.э.(6)

Если полагаться на достоверность этой даты, то перед нами один из самых ранних памятников мусульманской культуры на Кавказе.

Свидетельством раннего проникновения ислама на территорию Хнов служат найденные здесь куфические надгробные плиты 11-13 вв.(7)

Народные предания хновцев связывают проникновение ислама к ним с именем легендарного арабского полководца Абумуслима. В предании, получившем отражение в литературе, говорится, что селения Кюра, Ахты, Хнов принуждались вносить подати арабскому ставленнику в Дагестане Шах-Бааду (Беду). Очевидно в 13 веке мусульманская религия вытеснила у хновцев язычество и христианство.

Археологические находки, исторические данные и сохранившиеся в народе предания говорят о том, что территория селения Хнов издавна была обжита человеком. Со времени основания своего селения хновцы исчисляют более двух тысяч лет и говорят, что он не менее древний, чем Дербент. Здесь, как в древнем Дербенте, повсеместно разбросано множество кладбищ и каменных надгробий разновременной эпохи.

Население указывают на остатки маленькой крепости и армянской часовни (килисе)(8).По преданию село Хнов образовалось от слияния пяти населенных пунктов: Хнов, Донгуэ-Тала (свиное поле) , Нухух, Жилих,Курдул.

В 14-15вв. селения Ахты, Рутул,Хнов, расположенные в верховьях реки Самур периодически попадали в зависимость от правителей Ширвана. Но зависимость лезгин и рутульцев от ширваншахов была незначительной. По рассказам жителей они никому не подчинялись, свою независимость всегда отстаивали с оружием в руках. Однако были и междуусобные столкновения между отдельными обществами этих народностей.

Завоеванием Дагестана арабы сразу же с 7 в. начали распространять религию-ислам. Само понятие ислам - означает покорность, предание себя единому богу. Они не только стремились распространить, но и навязывали насильственно, об этом свидетельствует те факты, что на протяжении всего 7 в., им удалось обратить в мусульманство лишь отдельных дагестанских раннефеодальных владений, а основная масса населения продолжала придерживаться местных веровании и всячески противилась исламизации.

Завоевание Дагестана арабами ускорило образование феодальной верхушки не только в равниной части Дагестана, но и в горных районах южного Дагестана. Утверждение новой религии требовало изучения арабской письменности. С этого периода дагестанцы, в том числе и хновцы знакомятся с культурными достижениями народов Востока.

О раннем распространении ислама среди рутульцев свидетельствует наличие куфических надписей в Хнове и мечети, воздвигнутая в 11 веке. Исламизация еще больше ускорила расслоение общества, тем самым росли и набеги на соседние сельские общества. Так, например, из-за раздела земли и пастбищ, хновцы часто нападали на сел. Борч и принуждали его население выполнять повинности. Известны факты вторжения хновцев и цахурские селения Курдул и Гелмец. Воинственными были не только мужчины, но и женщины Хнова. До сих пор старики рассказывают о храброй хновской женщине, по имени Зухра, которая выстрелом из лука выбивала из рук противника оружение. В честь этой женщины хновцы назвали окружающую горную высоту "Зухра".

В 16-17 вв. турецкие султаны и персидские шахи неоднократно пытались подчинить себе лезгин и рутулов, стремясь использовать эти воинственные племена в своих интересах особенно в борьбе с христианской Грузией.

В 1555 г. хновцы, совместно с рутульцами и цахурами предприняли поход на Кахетию и вынудили грузин переселиться за р. Алазань (9).

Старались использовать рутульцев и наиболее сильные дагестанские правители, так "Хновская рать " – ополчение жителей сел. Хнов упоминается в 1597 г. в числе союзников шамхала Тарковского.

Внешние вторжения, и междуусобные войны мешали национальному сближению лезгин, рутульцев и цахур. Частые междуусобные войны происходили за захват удобных пастбищ и земель.

В 16-17 вв. хновское, как и другие рутульские общества, хотя и сохраняли свою независимость и управлялось аксакалами, но было вынужденно политически и экономически подчиняться Главному селению Рутулу и находившимся в нем бекам. Не раз хновцы отстаивали свою независимость Ахтыпар вольного общества. Хнов продолжал управлять своими выборными старшинами – "кевха". Кевхами становились обычно представители зажиточной верхушки.

В начале 19 в. В вольных обществах Самурской долины утвердилась власть России, но рутульцы в числе других народностей оказали сопротивление царским войскам. Но наконец представители общества долины Самура, кроме рутульцев, еще в 1812 году подписали с генерал-майором Хатунцевым договор о вступлении их под покровительство России и согласились платить дань.Эти "вольные" общества номинально считались под контролем коменданта г.Кубы.

В 1838 г. рутульский Ага-бек с ополчением из Борча, Хнова и других рутульских селений неожиданно захватил г.Нуху (Щеки), хотя на третий день вынужден был был бежать. Эти события в 1839 году повлекли за собой выступления русских войск русских войск в Рутул, в результате чего Рутульский магал был присоединен к России. Однако и после этого рутульцы и хновцы продолжали борьбу с царскими войсками. Тогда царизм в том же году для покорения населения направляет воинские силы, которые были вынуждены прорубить, проложить дорогу, чтобы пройти в труднодоступный Хнов(10). Дорога эта была проложена по сильно пересеченной местности с военной целью, и называлась «Урусады рак» (« русская дорога»), теперь она пришла в негодность.

Еще до сих пор рассказывают об отважном герое хновцев по имени Челеби, который принимал активное участие в восстании 1839-1938 г.г. в Южном Дагестане.

Царизм  жестоко расправился с непокорными, в том числе с хновским населением. Многие из хновцев были высланы, другие, проникнув в селение, переселились в цахурские села – Курдул, Телмец, а также в Ках и Закаталы ( Азербайджан).

После покорения рутулов, селение Хнов было включено в состав образовавшегося Самурского округа. На жителей селения были наложены подати и повинности. Присоединение рутульцев и лезгин к России, несмотря на колониальную политику царизма, сказалось положительно на развитии хозяйственной и культурной жизни края. Население Хнова, вместе с другими рутульскими и лезгинскими обществами, постепенно втягивалось в русло развивающихся капиталистических отношений. В конце 19 в. Наметились сдвиги в развитии животноводства. Овцеводческое хозяйство у них стало приобретать товарный характер. В сельском хозяйстве появляются серпы и косы. Стали сеять лен, выращивать картофель. Хновцы чаще стали вывозить на азербайджанский рынок (Нуха) и лезгинский (Ахты) шерсть, овчину, мясо, молоко, масло, сыр, домашние изделия, ковры, паласы и т.д.                                                                                                                                 

Вместе с ростом товарно-денежных отношений усиливались экономические и культурные связи населения Хнова с лезгинами и азербайджанами. Это способствовало усвоению хновцами лезгинского и азербайджанского языков, улучшению быта, повышению культурного уровня.

           Хновцы издревле тесно были связаны социально-экономическими узами с Азербайджаном и другими народами Кавказа. В древности были известны пути, связывающие с Азербайджаном:

1.                 Хнов-Борч-Салаватский перевал- азербайджанские селения Гюнюк-Нуха.

2.                 Хнов -Гдым-Дашаглы.

3.                 Хнов – озерный перевал- Кайнар-Нуха.

              

           В собственности хновцев, примерно до начала 20-х годов 20 в. плодородные земли и пастбища находились в руках отдельных тухумов. В руках узденей и бедняцких слоев находились маленькие клочки пахотной земли. Основные вопросы «военного» и хозяйственного характера решались на общем сходе только взрослым мужским населением.

           Решение принималось по предложению влиятельных тухумов. Узденские   мужчины не удовлетворяли потребностей их семьи, поэтому многие нанимались нукерами, чабанами к богатым. Жителям селения Хнова с давних пор известна категория крестьян- лежбер ( по хновски –лажбар). Лежбером называли бедного человека, который работал на богатого.

           Внутреннюю социальную жизнь алтыпаринского вольного общества регулировал диван (суд), состоящий из кази эфенди, мулл и чауша, которых выбирал джамаат на общем сходе.

             Аксакалы вместе с кадием осуществляли руководство общественной жизнью села. Крупные земельные участки принадлежали мечетям. Их было две. Вакуфные земли и закят использовались для содержания мечетей, сирот и духовенства. Высоким духовным лицом в селе являлся кази. Их было во всей Самурской провинции только четыре – в Рутуле, Ахтах, Хнове и Шиназе(11).

          Выбирались на должность казий и мулл люди из богатого и влиятельного тухума. Так же учитывалось наличие их учености и авторитета в обществе. Тухумы отличались друг от друга своей численностью и уровнем экономического положения. Хновскому кадию подчинялись и жители Борча и других селений ахтыпаринского вального общества. Во время сходов в Рутул являлись по одному эфенди из Хнова и Шиназа, а Кази туда не являлся и решали все вопросы у себя. Все члены сельского общества могли пользоваться пастбищами, лесами, выгонами, независимо от имущественного положения. Однако, на деле это право превращалось в формальность для тех членов джамаата, которые не имели скота или имели в небольшом количестве.

 

 

№ 2. Хозяйство, культура и быт дореволюционных хновцев.

                                     

 

 

 Основными отраслями хозяйства, еще с древнейших времен у жителей селения Хнов были земледелие и животноводство. Среди этих отраслей, наиболее развитой было животноводство, в основном отгонное овцеводство. Земледелие хоть и было развито, Не смогло удовлетворить потребности населения в хлебе. Поэтому дополнительно хлеб приходилось привозить с азербайджанских хлебных районов (Шеки, Куба).

             Наряду с земледелием и животноводство получило развитие домашнее ремесло, а именно обработка шерсти, кожи.

             О раннем развитии земледелия свидетельствует существование странных земледельческих обычаев и праздников. Так, обряд встречи весны, вызов дождя при засухе, праздник урожая и т.д. Раннее развитие земледелия подтверждается существованием таких примитивных орудий труда, как деревянная соха с железным лемехом («дылан»), каменные- ручные зернотерки ( по-хновски «Рухбы»). Еще в середине 19 века посевная площадь земли каждого хозяйства была незначительной, если не считать хозяйства богатых. Особое распространение в селе получило террасное земледелие. Многие поля были расположены на таких крутых склонах гор, что с помощью быков обработать их было невозможно. Такие поля обрабатывались только вручную (лопатами).

             Искусственные террасы создавались следующим образом:

Покатая поверхность склона горы разбивалась в виде горизонтальных площадок, придающих склону ступенчатую форму. О труде земледельца говорит Х.М.Хашаев, что «В горах земледелие также старо, как и на плоскости, хотя земельная теснота, буквально земельный голод и сверх человеческий труд, который требовался для приспособления горных склонов под пахотные земли (участки), были серьезным препятствием к развитию земледелия»(12).

Техника обработки земли и сельскохозяйственные орудия труда были примитивными (деревянная соха с железным лемехом, молотильные доски (ниграбы), деревянные лопаты (гилсабы), серпы и косы.

         «Начиная с плавки железной руды, - писал Ф. Энгельс, - впервые встречаем плуг с железным лемехом, с домашним скотом в качестве тяги: благодаря ему стало возможно в крупном размере земледелие, полеводство, а вместе с тем и практически неограниченное для тогдашних условий увеличение жизненных припасов»(13).

          В селении сельскохозяйственные орудия труда изготовлялись ремесленниками, но в основном привозили из Азербайджана. Полевые работы начинались с 22 марта – со дня равноденствия. Начало весны отмечали как праздник весны. Пахота считалась исключительно мужским занятием. К уборке урожая приступали с июля месяца. Снопы вязали и укладывали в скирды. В уборке урожая участвовали все взрослые члены семьи. Колосья достаточно просохшие, молотили при помощи молотильных досок (ниграбы), приводимых в движение быками или лошадьми. При молотьбе, снопы переворачивали 2-3 раза, чтобы не оставалось необмолоченных колосьев. Зерно с мякиной собирали в кучу и веяли с помощью вил, а затем деревянных лопат- (гилсабы). Мякина служила кормом для скота. Так же сохранился обычай взаимопомощи. Он объяснялся недостатком рабочих рук. Зерно мололи на водяных и ручных мельницах. Молоть зерно ручными мельницами считалось чисто женской работой. Основным и важным занятием хновцев было животноводство. О древности скотоводства говорят такие приемы и навыки, как сушка мяса на зиму, приготовление молочных продуктов (сыр, молоко - разного способа приготовления) и т.д.

              Собственники скота присваивали себе лучшие пастбища, которые сдавали крестьянам в аренду. Кроме собственных пастбищ были пастбища, находящиеся в общественном пользовании.

               Из–за отсутствия достаточного количества зимних пастбищ, жители селения Хнов вынуждены были прибегать к системе отгонного животноводства, заключавшегося в том, что овцы и козы осенью перегонялись на зимние пастбища в Азербайджан.

               Основная масса крестьянства не имели возможности нести расходы, связанные с отгонным скотоводством отдельно (своими силами). Поэтому 10-15 хозяйств объединяли свой скот в одну отару и все расходы, связанные с перегоном и уходом за скотом распределялись между собой.

               Обычно для присмотра крупного рогатого скота выбирались общественные пастухи. Скот селения делили на два стада. Труд пастуха оплачивали за счет владельца скота.

                Большую роль в хозяйстве имели: волы, ишаки и лошади. Которых использовали, как тягловую силу.

                Селение Хнов славилось своими охотниками на туров, ликих коз, на зайцев и т.д. Охота являлась любимым занятием. Мясо служило продуктом питания, а кожа использовалась для хозяйственных нужд.

                В.И. Ленин говорил, что « Домашней промышленностью мы называем – переработку сырых материалов в том, самом хозяйстве (крестьянской семье), которое их добывает. Домашние промыслы составляют принадлежность натурального хозяйства, остатки которого почти всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство. Промышленности, как профессия, еще нет в этой форме; промысел здесь неразрывно связан с земледелием в одно целое»(14).

          Мастера самоучки знали разные методы обработки кожи, шерсти, дерева. Из шерсти изготовляли разного сорта нитки, их красили во всевозможные цвета и вязали носки с красивым орнаментом. Так же сел. Хнов славилось своим мастерством по изготовлению войлока, по ковроткачеству и т.д.

          Культурное развитие хновцев хотя и имеет свои особенности, но мало отличается от культурного развития народов южного Дагестана. Основным и древним типом поселения является аул. Отдельное жилище, принадлежащее одному хозяину, называется «хал». У хновцев как и у рутульцев нет отдельного произношения слова – комната. Слова комната и дом звучат одинаково»хал», а во множественном числе – «комнаты», «дома» - «халбы». Село хнов расположено в удобном месте, как бы на перекрестке трех долин.

          Прямо перед селением протекает две речки «Сулукан» и «Шарахан», которые сливаются в одно целое, и образует с другими притоками «Ахтычай». В селе имеется четыре родника.

          В архитектурном отношении, селении состояло их тесно прижатых друг к другу домов с узкими кривыми улицами. Имеются дома трехэтажные (Исмаилова). Само село состояло их нескольких кварталов. Каждый квартал имел свое название и назывался по имени более влиятельного тхума, который проживал на территории этого квартала. Улицы не имели названий и назывались просто – верхний, нижний внутренний магал ( по-хновски «махла»). Внешние дома богатых отличались от крестьянских размером и красивым оформлением. Окна почти у крестьянских домов не были, свет проникал через отверстие в центре крыши, из-за отсутствия стекла. Каждая комната имела свое назначение. Хозяйственная комната служила для того, чтобы готовить пищу, сохранять продукты питания, в ней находилась домашняя утварь.

            Кунацкая комната, как и у всех народностей Дагестана, обставлялась как можно богаче. В некоторых местах встречаются арковые сооружения, это обходилось гораздо дешевле, чем перекрытие лесом.

            Одежда хновцев не отличается от одежды народов всей лезгинской группы.

            Мужская одежда состояла из берешей, наплечной шубы, бурки (чухи) домашнего производства, нательной рубашки. Шапка была из овчин, обувью служили чарыки ( по-хновски-«каламбы») из сыромятной кожи волов и шерстяные носки из цветных ниток. Кроме них еще вязали узорчатую обувь с загнутым кверху носком ( по-хновски- «шаталбы»).

            По сохранившимся обычаям, девушке после выдачи замуж, мать давала целый хуруджин шерстяных носков, которые раздавались родным и гостям жениха.

Зимой мужчины вместо пальто одевали тулупы («кылымат»). Тулуп изготовлялся из обработанных овечьих кож. На один тулуп расходовали от восьми до десяти шкур. Он имел ложные рукава, которые пришивали просто для сохранения формы.

            Женская одежда состояла из нательной рубашки, платья (по-хновски «вахчег»), платка, шульки(«Тулу») – сшитой трубообразно, предназначенной для прикрытия волос от «дурных глаз». Зимой женщины поверх платья носили овечью шубу. Кроме того они носили ватные пиджаки-безрукавки (по-хновски «душлуг»).

             Верхняя одежда женщин, преимущественно молодых девушек украшалась бусами, красивыми пуговицами и серебряными монетами. На пальцы одевались кольца   с драгоценными камнями, на кисти рук одевались браслеты («зимаг»), носили широкие пояса(«кемар»), с многочисленными серебряными монетами и драгоценными камнями, также носили серьги.

             Пища хновцев не отличается от пищи народов всей лезгинской группы.

             Основными продуктами питания были животноводческие продукты: молоко. Мясо, сыр и т.д. Земля давала хлеб. Зажиточные семьи полностью были обеспечены хлебом, так как имели в наличии достаточную посевную площадь земли, а беднейшим слоям крестьянства, имеющим незначительную посевную площадь, собственного хлеба хватало лишь на шесть-восемь месяцев года. Поэтому они вынуждены были идти на заработки или же покупать хлеб в Азербайджане и в хлебных районах Южного Дагестана и привозить его на лошадях.                                                    

 

Горячую пищу в чугунных или медных котлах, а чай в самоварах. Хлеб пекли на чугунном кругляке («садж»). Употребляли мясо животных: коров, овец, коз, разной домашней птицы, диких голубей, русалок, туров и диких коз. Как и все жители мусульманского происхождения, хновцы но религиозным запретам не ели свинину, мясо дикого кабана т. д. Мясо употребляли как в свежем, так и в сушеном виде.

            Национальными праздничными блюдами хновцев считались: общекавказский плов, шашлык (кебаб), пельмени с мясом, сыром, разного рода съедобными травами, хинкал со сметаной или специально заквашенным молоком(«маст»). А из хлебных продуктов : пироги с сыром, мясо, яйцами, сладкие пироги («ума»).

            Повседневными блюдами были всякие молочные супы, лапша, каша из пшена и крупы и молоком.

            Начиная с конца 19 века хновцы стали употреблять рис. Блюда из риса считались блюдами господствующего класса. Славился у крестьян хлеб из муки гороха и ржи в виде круглых пирогов(«чать»).

            Предметы первой необходимости, как соль, спички, сахар и т.д. привозили из Азербайджана и с района – Ахты.

            Из все сказанного о жилищах, одежде, пище жителей селения Хнов можно сделать заключение, что они имеют очень много общего с культурой других народов Дагестана, а особенно с народами лезгинской группы.

            Таковы в основных чертах сведения о селении Хнов и его жителях до победы Великой Октябрьской социалистической революции и победы Советской власти в Дагестане.

ссылка:
http://www.opendag.ru/article.php?id=19&nid=1
Просмотров: 1897 | Добавил: HinDag | Теги: Islam, москва, ислам, Дагестан, Мечеть, кавказ, Сунна, Россия, Нашиды, Умма | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 Рутулец  
Салам алейкум! Спасибо за сайт, приятно что есть люди думающие о народе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Жизнь Сайта